a
HomeДостоверность Библии8. Потоп: был или нет? Этнография

8. Потоп: был или нет? Этнография

8. Потоп: был или нет? Этнография

Факт 8. Потоп: был или нет на самом деле? Этнография

Мы сегодня нередко употребляем и слышим такие слова, как потоп, Ной, великаны, допотопная развращенность, допотопный мир, ковчег… Имеют ли под собой реальную историческую основу эти слова, или они являются вымыслом, пришедшим к нам из древних восточных легенд?

Свое исследование потопа мы разобьем на пять частей:

1. данные этнографии

2. данные истории

3. данные археологии

4. данные геологии

5. Ноев ковчег

В этой статье мы поговорим о данных этнографии в отношении потопа. «Мифы, легенды, предания о потопе широко распространены… Основная схема мифов о вселенском потопе сводится к следующему: Бог насылает на людей потоп в наказание за плохое поведение… некоторые люди (обычно праведники), заранее извещенные о потопе, принимают меры к спасению: строят корабль (ковчег, плот, большое каноэ, лодку и др.)… Спасающиеся берут с собой животных, семена или растения и т. п. Ливень, приводящий к потопу, продолжается в течение сакрально отмеченного периода времени (напр. 7, 40 дней, полгода). Когда он прекращается и воды начинают спадать, на поиски суши выпускается птица, приносящая, наконец, благую весть. Корабль достигает горы… Начинается новая жизнь… люди, скот, растения размножаются и вновь заселяют землю» [1]. Для сравнения остановимся на некоторых мифах.

Греция. «Легенды о разрушительном потопе, в котором погибла большая часть человеческого рода, имеются и в древнегреческой литературе: «Девкалион (греческий Ной) был царем в стране Фтия. Боги сообщили ему, что Зевс решил уничтожить людей. Тогда по совету своего отца Прометея он строит ковчег, в котором вместе со своей семьей спасается от потопа. Когда вода начала спадать, их корабль остановился у горы Парнас. Здесь Девкалион высадился и принес жертву Зевсу за свое спасение». Древнегреческий историк Лукиан рассказывает следующее: «Человеческий род, говорит он, существует на земле не впервые; ему предшествовал некогда другой, погибший бесследно. Мы являемся вторичной породой, которая размножилась после Девкалиона. До потопа люди были крайне нечестивы и не повиновались законам, не соблюдали никакой клятвы, не оказывали гостеприимства чужестранцам, не внимали просьбам своих ближних. Отверзлись источники бездны, дождь хлынул потоками, вздулись все реки, море разлилось по земле, и везде была вода, ничего кроме воды; все люди погибли. Девкалион был единственным человеком, который, благодаря своему разуму и благочестию остался в живых и явился звеном, связывающим первую породу людей с последующей… У него был большой ковчег, и он вошел туда со своими женами и детьми; вслед за тем к нему пришли свиньи и лошади, и львы, и змеи, и всякие другие животные, все попарно… и все они вместе плыли в одном ковчеге все время, пока продолжался потоп на земле» [2].

«Городом в Малой Азии, который гордился своей связью с великим потопом, была Апамея Киботос во Фригии. Прозвище Киботос, присвоенное этому городу, по-гречески означает «ящик» или «ковчег». На монетах этого города, отчеканенных в царствование Севера, Макрина и Филиппа изображен ковчег, плывущий по воде, с двумя пассажирами… Рядом с ковчегом показаны… другие две человеческие фигуры, мужская и женская; наконец, наверху ковчега пригнездились две птицы, как объясняют, ворон и голубь, с оливковой веткой в клюве. Как бы для того, чтобы устранить малейшее сомнение в точном соответствии легенде, имя НОЭ — греческое обозначение Ноя — начертано на ковчеге. Не подлежит сомнению, что две человеческие фигуры в ковчеге и рядом с ним изображают Ноя и его жену» [3].

Говорит о потопе и другой древнегреческий историк Павсаний [4], философ Аристотель и др.

Индия. Древнейшие индийские сказания о потопе относятся к 6 веку до Р. Хр. и содержатся в религиозном труде Сатапатха Брахмана. Индийский Ной — Ману, предупрежденный о потопе, строит корабль, на котором ему удается спастись, в то время как все люди гибнут в водах потопа. Сразу по окончании катастрофы Ману совершает жертвоприношение богам за свое спасение. О потопе рассказывает и племя бхилы, живущее в джунглях Центральной Индии, в их повествовании фигурирует Рама (Ной), спасшийся от потопа, о чем рассказано и в известных индийских трудах «Рамаяна» и «Махабхарата» [5]. Говорят о потопе и предания племен камаров и аналов.

Бирма. Бирманский Ной — Поупоу Нан-чаунг спасся при потопе в большой лодке. Легенды племени Лоло рассказывают, что в древности произошел страшный потоп, от которого удалось спастись лишь Ду-му.

Малайский архипелаг Племена батаки на Суматре, ибаны на Сараваке рассказывают также о потопе. Герой одного из сказаний Троу (малайский Ной) спасся от вод потопа на большой деревянной лодке. На ней, кроме него, спаслись его близкие и животные, которых он взял к себе в лодку. Тождественные этой, легенды существуют у племен тораджа, жителей острова Роти и Андаманских островов [6].

Австралия По преданию туземцев много веков назад на землю обрушился потоп, в котором погибли все люди, кроме нескольких человек [7].

Африка. Легенды о потопе распространены, в частности, у племени бапеди в Южной Африке, и у ряда племен Восточной Африки. В их легендах некий Тумбайнот — африканский Ной, славился своим благочестием. Поэтому, когда боги решили уничтожить грешный мир потопом, они заранее сообщили ему о своем намерении. Они также повелели ему построить корабль, на котором должен был спастись он, его семья, а также представители всего животного мира. Долго бушевал потоп. Несколько раз Тумбайнот выпускал то голубя, то ястреба узнать о его конце. Когда вода спала, он увидел радугу, обозначающую окончание Божьего гнева [8].

Южная Америка Индейские племена каинганг, курруайя, паумари, абедери, катауши (Бразилия), арауканы (Чили), мурато (Эквадор), маку и аккаваи (Гвиана), инки (Перу), чиригуано (Боливия) рассказывают о потопе предания, практически тождественные Библейскому. Ной фигурирует в них под различными именами — Тамандуаре, Уассу, Анатиуа, Сигу, и пр. Есть в них и гора, у которой остановился ковчег после потопа. Упоминается и эпизод, когда находящиеся в ковчеге выпускают кого-то из животных с целью узнать, спала ли вода [9].

Центральная Америка «В мексиканской провинции Мичоакан также сохранилась легенда о потопе. По словам туземцев, в начале потопа некий человек по имени Теуни с женой и детьми сели на большое судно, взяв с собою животных и семена различных растений в достаточном количестве, чтобы вновь снабдить ими землю после потопа. Когда вода спала, человек выпустил ястреба, птица улетела… наконец он выпустил колибри, и птичка вернулась с зеленой веткой в клюве» [10].

Северная Америка Племена монтанье, чироки, пима, делавары, солто, тинне, папаго, акагчемеи, луисеньо, кри, манданы также рассказывают о потопе, в котором спасся один человек, приплыв на лодке к горе на западе. У манданов существовал ежегодный праздник с особым ритуалом в память о прекращении потопа. Совершение церемонии приурочивалось к тому времени, когда полностью распускаются листья ивы на речных берегах, потому что «ветка, принесенная птицей, была ивовая» [11]. Даже аборигены Гренландии сохранили предания о потопе, в котором погибло все человечество, кроме одного мужчины.

Новая Гвинея и Полинезия Жители островов этого региона сохранили удивительно схожие с другими народами сказания о потопе. Так, исконные жители Новой Зеландии, маори, рассказывают следующее о потопе: «Когда люди размножились на земле, то везде воцарилось зло. Племена постоянно ссорились друг с другом, люди перестали чтить бога Тане, сотворившего мужчину и женщину, и открыто отрицали его учение. Два великих пророка провозглашали истину о разделении неба и земли, а люди насмехались над ними… Пророки были оскорблены… и начался потоп, при котором погибло все человечество, кроме нескольких человек, спасшихся на плоту» [12].

Китай Китайские легенды также повествуют о потопе [13].

Шумерский эпос Как показали дальнейшие раскопки, «Эпос о Гильгамеше» не был древнейшим известием о потопе. При раскопках месопотамского города Ниппура была найдена небольшая табличка, содержащая шесть столбцов. Впервые сведения о ее содержании опубликовал в 1914 году профессор ассириолог Арне Пебелеи. Этот текст содержал следующее: «В сохранившейся примерно на одну треть части текста речь идет о сотворении человека, животных и растений, об основании пяти городов, о гневе богов и решении их наслать на землю потоп, чтобы уничтожить род людской. Набожному и богобоязненному царю Зиусудре божественный голос возвещает о решении богов: на землю обрушится потоп, дабы целиком уничтожить семя рода человеческого… Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно. В тот же миг потоп залил главные святилища. Семь дней и семь ночей потоп заливал землю, и огромный корабль ветры носили по бурным водам. Потом вышел Уту (бог солнца — прим. А. О.), тот, кто дает свет небесам и земле. Тогда Зиусудра открыл окно на своем огромном корабле, и Уту проник своими лучами в огромный корабль. Зиусудра, царь простерся перед Уту, Царь убил для него быка, зарезал овцу» [16]. Так же в «ряде других шумерских документов, написанных клинописью, упоминается и потоп, и шумерский Ной — Зиусудра…: После того, как буря принесла дожди После того, как все постройки были разрушены… После потопа он сказал: «Я сотру с лица земли все…» Этот текст, где упоминается потоп, был открыт и переведен в 1964 году» [17].

Информация по книге «Ключи истории_Исследование книги Бытие» А.Опарин (книгу можно полностью прочитать здесь http://nauka.bible.com.ua/keys/

 

Продолжение следует…

Rate This Article